Дезинфекция. Реальность и заблуждение

 

 

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Слово «дезинфекция» в настоящее время практически не воспринимается как профессиональный термин. В повседневной речи мы употребляем его, имея в виду хорошую мойку, стирку, уборку. А меж тем дезинфекция — это понятие профессиональное, более того, медицинское, которое по-разному трактуют даже корифеи эпидемиологии и дезинфекционного дела. Директор Центрального НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора академик РАМН профессор В. И. Покровский считает, что «дезинфекция — процесс уничтожения в окружающей среде или удаления из нее возбудителей инфекционных болезней (микроорганизмов и их токсинов), а также членистоногих-переносчиков (дезинсекция) и грызунов (дератизация)». Другие ученые не рассматривают дезинфекцию как интегрирующее понятие, а представляют Дезинфекцию, Дезинсекцию и Дератизацию, так называемые «три Д», как отдельные дисциплины. В 1992 году в медицинской литературе появился термин «дезинфектология», условно объединяющий ДДД и стерилизацию, которая всегда стояла особняком и однозначно рассматривалась как полное уничтожение всех видов микроорганизмов, включая их споры. Его автор, академик РАМН профессор М. Г. Шандала, возглавляющий Научно-исследовательский институт дезинфектологии Роспотребнадзора, дает следующее краткое определение понятию «дезинфектология»: «Это система достоверных знаний об устраняющих эффектах влияния различных активно действующих агентов на патогенные биологические объекты во внешней среде». Десять лет назад в медицинских учебных заведениях была введена специальность «врач-дезинфектолог», после чего термин «дезинфектология» получил широкое распространение.

Я позволила себе все эти пространные рассуждения для того, чтобы четко определить: дезинфекция — понятие только профессиональное, медицинское, а совсем не обывательское. Ваша покорная слуга уже много лет занимается вопросами регистрации в России дезинфицирующих средств. По долгу службы обсуждаю с микробиологами, вирусологами, эпидемиологами, докторами медицинских, биологических и химических наук режимы и способы обеззараживания и деконтаминации в лечебно-профилактических учреждениях при инфекциях бактериальной и вирусной этиологии; спороцидную и фунгицидную активность препаратов; предстерилизационную очистку совмещенную и не совмещенную с дезинфекцией изделий медицинского назначения. На бытовом же уровне часто слышу, как все и всё продезинфицировали. Таким образом я пришла к выводу, что в результате непрофессионального использования термина «дезинфекция» происходит подмена понятий, и за дезинфекцию выдается в лучшем случае дезинфицирующий эффект. Именно широкое распространение такого заблуждения побудило автора к написанию этой статьи.

Начну с главного. Для целей дезинфекции в России может быть использовано только дезинфицирующее средство. Для того чтобы стать дезинфицирующим средством тот или иной препарат должен пройти процедуру государственной регистрации. Это трудный, долгий и дорогостоящий процесс. На его первом этапе потенциальное дезинфицирующее средство должно быть исследовано профильными аккредитованными институтами для подтверждения его биоцидных свойств. Научные отчеты по результатам исследований (иногда до 10 на один препарат), а также вся мыслимая и немыслимая документация производителя, включая полную рецептуру препарата, ложатся в основу экспертного заключения, выдаваемого только двумя учреждениями на всю страну. Это упомянутые выше Институт Эпидемиологии и Институт Дезинфектологии Роспотребнадзора. Экспертное заключение подписывается руководителем института (смотри выше). Он же согласовывает текст тарной этикетки и Инструкцию по применению дезинфицирующего средства. В инструкции, объем которой доходит до 30 страниц, подробно описывается применение средства: дается отдельная таблица режимов дезинфекции для каждого вида инфекции; в ней прописываются объекты обеззараживания, концентрации рабочих растворов препарата, время экспозиции и способы обеззараживания (протирание, орошение, погружение, замачивание). Кроме того приводятся физико-химические и аналитические методы контроля качества дезинфицирующего средства, правила приготовления рабочих растворов, меры защиты окружающей среды и безопасности при работе с препаратом. Инструкция предназначается для персонала лечебно-профилактических учреждений и работников других учреждений, имеющих право заниматься дезинфекционной деятельностью. Такое дополнение не случайно, так как только пару лет назад было отменено обязательное лицензирование деятельности по проведению работ в области дезинфекции.

На этом заканчивается первый этап. На втором — все документы подаются на рассмотрение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Если на первом этапе все было сделано правильно, то через предусмотренные законом 40 дней Роспотребнадзор выдает заявителю Свидетельство о государственной регистрации дезинфицирующего средства — вожделенный голубой номерной бланк, подписанный лично руководителем Роспотребнадзора Геннадием Григорьевичем Онищенко. Так различные препараты становятся дезинфицирующими средствами: стиральный порошок, мыло для обработки рук хирургов, крем для медперсонала или препарат для дезинфекции высокого уровня, не суть важно, отныне все они — дезинфицирующие средства.

На третьем этапе заявитель проходит обязательную сертификацию на соответствие ГОСТ 12.1.007-76 «Нормативные показатели безопасности и эффективности дезинфекционных средств». В отличие от Свидетельства, срок действия которого не ограничен, Сертификат выдается на срок от 1 до 3 лет; а в рамках срока действия сертификата один раз в год проводится обязательный инспекционный контроль. Важно отметить, что на Сертификате всегда ставится только код ОКП — 9392 (дезинфицирующие средства).

Вот, пожалуй, и все — формальности завершены. Осталось только напечатать тарную этикетку в строгом соответствии с утвержденным проектом, проставить на ней знак соответствия РСТ и номер органа, выдавшего сертификат, и вперед — покорять рынки сбыта.

Некоторые дезинфицирующие средства разрешаются также для использования в быту. В этом случае соответствующая запись вносится в Инструкцию по применению, на первом этапе дополнительно утверждается специальная потребительская этикетка, а на третьем — выдается отдельный Сертификат соответствия.

Регистрация дезинфицирующих средств является государственной функцией, поэтому Роспотребнадзор ведет реестр зарегистрированных средств. По ссылке www.crc.ru/gosreg/reestr находится его интернет-версия, где можно быстро и легко найти информацию о любом дезинфицирующем средстве по наименованию, фирме-изготовителю, гигиенической характеристике продукции, номеру свидетельства и типографскому номеру бланка.

Итак, для использования того или иного дезинфицирующего средства для целей дезинфекции поставщик должен предоставить конечному потребителю:

  • Свидетельство о Государственной Регистрации
  • Сертификат Соответствия
  • Инструкцию по применению

Эти документы не составляют коммерческую тайну и являются публичными. По сложившимся на рынке дезинфекции неписаным правилам считается хорошим тоном выкладывать их на сайтах производителей и поставщиков дезинфицирующих средств.

Без этих трех документов ни одно средство, какими бы замечательными «дезинфицирующими» свойствами оно не обладало, не считается дезинфицирующим. Без них в лучшем случае можно говорить о средстве с «дезинфицирующим», а иногда и просто с «деодорирующим» эффектом. Такие средства вместо Свидетельства о регистрации имеют Санитарно-эпидемиологическое заключение и, в некоторых предусмотренных законом случаях, Сертификат соответствия с кодом ОКП 23 81 или 23 89 (стиральные порошки и товары бытовой химии).

Можно привести несколько примеров. Обычный гипохлорит натрия, безусловно, обладающий дезинфицирующими свойствами, до сих пор не является дезинфицирующим средством. А перкарбонат натрия новочебоксарского «Химпрома» с 2006 году стал настоящим и законным дезинфектантом.

Еще интереснее ситуация с перекисью водорода. Тот же самый новочебоксарский «Химпром», производящий до 80% всей перекиси водорода в России, Свидетельства о госрегистрации своей продукции в качестве дезинфицирующего средства не имеет. Зато дезинфицирующее средство «Перекись водорода» других производителей зарегистрировано аж восемь раз. Итак, одна и та же перекись, имеющая одну и ту же химическую формулу H2O2 и, соответственно, одни и те же дезинфицирующие свойства совсем не всегда является дезинфицирующим средством. Не сложно догадаться, что перекись, прошедшая государственную регистрацию — дороже. И как Вы теперь понимаете не потому, что лучше и эффективнее, а потому, что имеет все необходимые документы. Какую выбрать? Все зависит от целей применения — если в целях дезинфекции, то только ту, что зарегистрирована.

Ответственные поставщики никогда не вводят потребителя в заблуждение, честно и прямо говоря о продукте, который они предлагают. Именно так поступили «Проктер Энд Гэмбл» и «Эколаб», которые в прошлом году зарегистрировали «Ариэль Профешнл Систем Аддитив Супер Б 2.1» и «Озонит» соответственно. До этого рынок больничных прачечных для этих препаратов был закрыт. Многие другие иностранные производители средств для стирки все еще ссылаются на проверенный и одобренный немецким Институтом Роберта Коха метод термохимической дезинфекции. Этот Институт зарегистрировал более сорока различных методов дезинфекции. Но в нашей стране они становятся дезинфекцией после регистрации господина Онищенко. Как говорится, что немцу хорошо, то русскому — смерть. Это именно тот случай. Но есть и другая сторона медали: к сожалению, сама по себе государственная регистрация и наличие всех необходимых документов не гарантирует качество дезинфицирующего средства. Например, еще несколько лет назад в России для стирки было зарегистрировано лишь средство «Гамма-Д» производства Пермской производственной фирмы «Фантом». Принимая участие в различных специализированных медицинских мероприятиях и выставках, приходилось слышать мнения главных врачей ведущих больниц, что это средство «не стирает, не дезинфицирует», но имеет все бумаги. Выбор больниц тогда был очевиден — выбора не было. Сейчас ситуация постепенно меняется к лучшему.

Но выбор правильного дезинфицирующего средство — это только полдела. Столь же важным является и технология дезинфекции. Больницы дезинфицируют много различных предметов, профессионально называемых объектами. Это медицинские инструменты, оборудование, поверхности, санитарно-техническое оборудование, посуда, медицинские отходы и, конечно, белье. Дезинфекция каждого вида объектов осуществляется в соответствии со специальными Методическими указаниями. Для дезинфекции белья — это прежде всего МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях». Содержащиеся в методических указаниях требования распространяются на технологию обработки инфицированного и неинфицированного белья в прачечных медицинских учреждений. Четко регламентируются правила сбора, транспортирования грязного белья, приема и сортировки белья в прачечной, непосредственно стирка и дезинфекция, а также сушка, глажка, ремонт, комплектование белья, хранение, выдача и транспортировка чистого белья. Специальные требования предъявляются и к личной гигиене работников прачечных. Однако все это касается стирки и дезинфекции больничного белья в прачечной при больнице. Такое решение вопроса обработки больничного белья является, безусловно, идеальным. Но реальность далеко не всегда идеальна. По разным, при этом не всегда экономическим причинам, не каждая больница оснащена прачечной, и поэтому поиском оптимального компромиссного решения уже много лет заняты профессионалы-медики и специалисты стирки белья профессиональных прачечных многих стран.

В больничной практике существует много технологий обработки белья: начиная от замачивания в растворе дезинфицирующего средства перед стиркой (время замачивания и концентрация рабочего раствора регламентируются инструкцией по применению дезсредства) заканчивая стерилизацией, например, в автоклавах. В одной из европейских стран до сих пор действует закон 1913 года, согласно которому необходимо проводить дезинфекцию белья в больнице перед его отправкой в прачечные. Недовольны все: прачечные как могут противятся принимать в стирку влажное после замачивания белье, больницы сетуют на качество стирки и дополнительные расходы. Предлагаются различные пути решения проблем, направленные, прежде всего, на снижение риска заражения работников прачечных. Например, сбор больничного белья в специальные водорастворимые мешки, в которых белье загружается непосредственно в стиральную машину. Однако в любом случае для обслуживания больниц европейская прачечная должна иметь Сертификат качества.

В России ситуация иная. Нам, к сожалению, пока очень далеко до водорастворимых мешков, на повестке дня принципиально другие вопросы. Четко определено немногое. Первое, белье инфекционных отделений больниц «должно обрабатываться на прачечных при больницах» (Приказ Минздрава СССР от 04.08.1983 N 916). При этом стирка инфицированного белья осуществляется только в проходных стиральных машинах, иначе называемых «барьерными», которые обеспечивают разделение на «чистую» и «грязную» зоны. Второе, в операционных и родильных домах должно применяться стерильное белье (СанПин 2.1.3.1375-03). Стирка остального больничного белья может осуществляться в специальных прачечных, при этом потоки чистого и грязного больничного белья не должны перекрещиваться. Большая часть этого белья обрабатывается прачечными в рамках государственных (муниципальных) заказов, а здесь четкости нет. В технических заданиях по закупке услуг на стирку больничного белья обычно указывается, что прачечные и предоставляемые ими услуги должны соответствовать существующим нормативам (см. Справку). Эти, иногда еще советские правила, в условиях современной российской действительности экономически трудновыполнимы, а с точки зрения технологий устарели вместе с перечнем указанных в них моющих и вспомогательных (в том числе отбеливающих и дезинфицирующих средств). Это понимают все профессионалы, как в медицинских учреждениях, так и в прачечных. Не за горой то время, когда взамен Санитарным правилам развитого социализма будут введены Санитарно-эпидемиологи>ческие требования к устройству, оборудованию и содержанию прачечных, и вместо привычных двух страниц прачечные получат два десятка страниц плюс десяток приложений, регламентирующих каждый вздох и шаг. Хочется верить, что в них все будет приведено в соответствие с нашей реальностью, все будет названо своими словами. В частности, для дезинфекции смогут применяться только дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в установленном порядке. Именно этому порядку и посвящена данная статья. Надеюсь, что изложенная информация будет полезной для всех работников коммунальной сферы.

Романова Ирина

Справка

При выполнении услуг по стирке больничного белья в рамках государственных (муниципальных) заказов фабрики-прачечные руководствуются следующими документами:

  1. МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 16.03.1999г;
  2. СП № 979-72 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания прачечных»;
  3. «Инструкция по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных» № 121-6/125-5 от 07.04.86 г, утвержденная приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 16.07.1986 № 330;
  4. СанПин 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»;
  5. «Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия. ГОСТ Р 52058-2003», утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.05.2003 № 161-ст.